Все о группе Nitzer Ebb Большой хит

Ящик пива Beck на день. Именно с таким творческим багажом группа приступила к записи альбома в лондонской квартире Бона в августе 1992 года, воспользовавшись тем, что девушка Харриса отчалила на каникулы. К тому моменту группа чувствовала себя слишком зацикленной на технике, оставлявшей крайне мало места спонтанности и импровизации. В результате Бон взял в руки бас, а Даглас гитару, и так же впервые в своей карьере они попробовали устроить в студии джем-сессии, когда все три музыканта садились за живые инструменты и пытались получить какой-то совместный результат. Правда, звук живых инструментов по-прежнему пропускали через семплеры, что сохранило электронное звучание группы.

На самом деле работа над альбомом началась еще осенью 1991 года в перерыве тура в поддержку предыдущего альбома Ebbhead. Не известно, было ли в этом виновато пиво или «непреодолимые противоречия», но с самого начала работа над альбомом пошла совсем не так, как изначально планировалось. Прошло довольно много времени, прежде чем они хоть что-то написали. Приемлемый литературный перевод мнения Дагласа о результатах совместной работы в тот период мы так и не подобрали, поэтому процитируем оригинал – “It Sacked” ©

По уже заведенной традиции не забыли выгнать ударника. Бону и Дагласу не нравились идеи Джулиана Бистона, между ними было все меньше понимания. В итоге они отказались от услуг Джулиана, хотя в то время, чтобы сохранить лицо, он говорил, что сам ушел.

Nitzer Ebb

Вдвоем Даглас и Бон отправились в Чикаго. Главной причиной переезда оказалась более чем привлекательная стоимость аренды местной студии звукозаписи, но и наличие знакомого продюсера, готового работать с ними, также было большим плюсом. Взамен ушедшего ударника они попытались привлечь барабанщика группы Pixies Дэйва Лаверинга, но и с ним у парочки ничего не получилось. Зато Бон приобрел ценный опыт игры на гитаре под руководством фронтмена этой группы Блэка Фрэнсиса. К слову, приобрел он не только опыт, но и одну из гитар коллеги, с которой в дальнейшем даже выходил на сцену. Через несколько месяцев Даглас и Бон покинули Чикаго и переместились в Детройт, но, не смотря на все ожидания, на каждом новом месте и с новыми людьми старое “It Sacked” © никуда не девалось. За семь месяцев работы они закончили один трек и записали кучу демо-версий, чем совсем не обрадовали рекорд-лейбл.

В итоге в очередной раз группа упаковала вещички и в январе 1993 года отправилась в Калифорнию, намеренно забыв прихватить с собой продюсера. Решение было удачным, так как в Лос-Анджелесе к ним присоединился Флад, только что закончивший эпохальную запись альбома Depeche Mode и вновь согласившийся продюсировать пластинку Nitzer Ebb. Правда, все оказалось не так замечательно, как надеялись музыканты. Флад ненадолго отъехал в Ирландию записать пару треков для грядущего EP U2, что в итоге вылилось в несколько месяцев работы над альбомом Zooropa. В отсутствии продюсера Nitzer Ebb сняли дом в Лос-Анджелесе, который планировали использовать как студию, но до появления Флада только и делали, что раздражали соседей и регулярно попадали в большие неприятности с полицией.

Между тем им все же требовался ударник. Вакантную должность заместил Джейсон Пэйн, которому в то время было всего 19 лет. Он работал барменом в эспрессо-баре в Голливуде, где и встретил Дагласа и Бона. Джейсон уже играл в группе уровня ниже среднего, и Даг и Бон пришли на их выступление в Cafe Largo. Правда, они думали, что Джейсон играет на гитаре… Nitzer Ebb Не знаем, что там с группой, но игрой Пэйна они остались довольны и скоро пригласили к себе играть на постоянной основе. Джейсон согласился и уже через неделю оказался в студии вместе с Nitzer Ebb в качестве ударника. К тому времени, как Пэйн присоединился к Nitzer Ebb, все песни для нового альбома уже были написаны, но он принял участие в работе над звуком и поисками подходящих битов для треков.

Январь, Февраль… Май! Флад вернулся! За удивительно непродолжительное время группа записала еще три трека, а потом до сентября музыканты разъехались на каникулы. Осенью отдохнувшие участники группы собираются в Неваде в бывшем доме Донны Саммерс на берегу озера Тахо, который они арендовали по совету Флада практически даром. Место всем понравилось, работа пошла, за время записи в этом доме записали кучу песен и даже никого не уволили. Комбинации гитары, баса и компьютерных технологий формировали альбом, который им нравился все больше и больше день ото дня. Всего-то и надо было найти правильных людей и правильные условия, при которых они могли работать. «Наша музыка отражает наше состояние души», говорил Бон Харрис перед выходом альбома, «и этот альбом более интроспективный, чем любая из наших предыдущих работ».

В том же 1993 году был перевыпущен сингл Get Clean, записанный в самые ранние годы группы, еще до начала сотрудничества с Mute. Обновленный сингл включал оригинальную версию песни, а так же ремикс с провокационным названием «Raw Sex Without Rhythm» («Грубый секс без ритма»). С какой целью лейбл перевыпустил этот сингл семилетней давности, так сильно отличавшийся от материала грядущего альбома, да еще и изданный только на территории Великобритании крайне малым тиражом, остается не ясным. Тем не менее с тех пор данный сингл является одним из самых ценных экземпляров в коллекции любого фаната.

Ноябрь 1993 года стал поворотной точкой в записи альбома. Все песни были готовы, можно было переходить к сведению альбома. Они вернулись в Лондон и несколько месяцев работали над завершением альбома в различных студиях города. Во время сведения альбома напряжение между Дагом и Боном усилилось до такой степени, что они едва выносили друг друга и с трудом могли находиться в одном помещении. Но профессионализм взял верх, хотя оба понимали, что это конец – они все дальше отдалялись друг от друга как в музыкальном плане, так и в плане дружеских отношений, Бон даже не присутствовал на свадьбе Дагласа, который женился во второй раз, мотивировав это большой занятостью в студии.

Позже Бон называл запись альбома ночным кошмаром. Окончание записи альбома стало скорее облегчением, чем чем-либо еще. К тому времени участники уже и не надеялись увидеть готовую пластинку в своих руках. На разногласия в группе наложились проблемы в личной жизни. Менялись ударники, уходили продюсеры, давление со стороны рекорд лейбла усиливалось, участники выматывались все больше. В попытках решить свои проблемы, группа сменила пять городов, шесть студий и пережила одну свадьбу. Но это было больше похоже на бегство… Лондон, Иллинойс, Калифорния, Невада, снова Лондон… Через три с половиной года альбом был наконец-то закончен, а участники смогли на короткое время избавиться от общества друг друга. Бон переехал в Чикаго, а Даглас с молодой женой обосновался в Детройте.

Новый альбом отличался не только совсем новым, неожиданным для Nitzer Ebb звучанием, но и содержанием самих песен. Лирика стала предельно откровенной, граничила с душевным эксгибиционизмом. Практически все тексты к этому альбому были написаны Дагласом, темы песен отразили все его переживания и реакцию на события, произошедшие с момента окончания записи предыдущего альбома. Так в песне Living out of a Bag в буквальном смысле описывается случившаяся с ним ситуация, когда он жил некоторое время на улице из-за того, что первая жена выгнала его из дома. А после болезненного ухода из семьи Даглас написал песню Boy и, по его словам, посвятил ее своему маленькому сыну.

Альбом уже не был танцевальным, в отличие от их предыдущей пластинки. Критики сходились на том, что едва ли его ждет большой успех и вряд ли он станет непременным элементом в коллекциях меломанов, но музыкальные идеи, продемонстрированные впервые в этом альбоме, могут скоро стать мейнстримовыми приемами (что, к слову, в итоге и произошло несколько лет спустя).

Кстати, обложка оказалась крайне нетипичной для Nitzer Ebb. Еще за несколько лет до выхода альбома Даг увидел картину в стиле импрессионизма в квартире Дэвида Гудея, она ему так понравилась, что он попросил ее для обложки будущего альбома. Попросил, да и забыл потом об этом. В итоге над обложкой альбома думали целый год и всех это так достало, что ни Даг ни Бон уже не хотели в этом участвовать. На счастье группы, забыв старые обиды, Саймон Грейнджер предложил свою помощь в дизайне обложки, тут-то Даг и вспомнил про ту картину, автором которой, между прочим, был сам Дэвид. В результате чего для работы над обложкой возник союз Дэвида Гудея и Саймона Грейнжера. Старый добрый NEP собрался опять почти в полном составе, казалось это было хорошим знаком, но…

В итоге альбом вышел в марте 1995 года с провокационным названием Big Hit (Большой Хит). Изначально его хотели выпустить в октябре 1994 года, но обстоятельства помешали, так как даже после записи альбома проблемы не закончились. Споры продолжились при выборе обложки альбома, песен, которые должны были стать синглами и над видео.

Nitzer Ebb

Дополнительно Mute выпустил вариант Big Hit + Examples, где диск с новым альбомом дополнялся вторым диском, на котором были представлены по одной песне с предыдущих пластинок. Выбраны, разумеется, были главные хиты, а выпущен этот релиз был с целью напомнить публике о предыдущих работах группы. Впервые среди всех релизов группы альбом Big Hit был официально выпущен в России и Чехии.

Выходу альбома предшествовал выпуск сингла Kick It в феврале 1995 года. В Великобритании дополнительно был выпущен ограниченный тираж этого сингла, который продавался в картонной упаковке на три диска. Два других диска отсутствовали – подразумевалось, что пустое пространство займут два последующих сингла, которые еще только планировалось выпустить. На краешке упаковки была размещена надпись «A transparently obvious cynical marketing ploy to try & gain chart position» («Откровенно очевидный циничный маркетинговый ход для получения позиций в чартах»). Но судьба распорядилась так, что скоро позиции в чартах участников группы перестали волновать, посему одно место в картонной упаковке так и осталось навсегда пустым.

MTV все еще правило музыкальным миром, поэтому хотели артисты или нет, они должны были выпускать видеоклипы. Это, конечно, не мешало Nitzer Ebb открыто высказывать свою ненависть к музыкальной видеоиндустрии и к рекорд-компаниям заодно. В итоге было выпущено малосодержательное видео на Kick It, которое даже с натяжкой нельзя было назвать ни концептуальным, ни хотя бы просто удачным. Зато публика увидела нового Дагласа, сильно похудевшего, с коротко стриженными ярко-красными волосами, дергаными движениями и гитарой в руках. Зато следующий клип, теперь уже на песню I Thought, оказался неожиданно глубоким и прекрасно отражал атмосферу в группе в целом и состояние Дагласа в частности (хотя тогда это еще мало кто понимал). Но саму группу, как обычно, съемки этого видео раздражали. В итоге болезненно-надрывное, это видео оказалось последним для группы вплоть до настоящего времени.

После выхода альбома Бон говорил, что им стоит вернуться к корням, перевыпустить ранний материал и сделать на него ремиксы. У них сохранилось много аудио- и видеозаписей, которые никогда не выпускались, но были достойны того, чтобы однажды увидеть свет. Вдобавок к этому во время записи альбома Бон активно снимал весь процесс на видео, эти видеозаписи также рассматривались в качестве бонусного материала. Тогда же он говорил, что весьма вероятно, что они займутся сторонними проектами (продюссирование, написание саундтреков к фильмам и т.п.). Им хотелось разорвать круг альбом/тур/альбом/тур и проявить себя как-то иначе. Однако видеоматериал так до сих пор и не был опубликован и, видимо, хранится где-то в запасниках наших товарищей.

После записи альбома по стандартной для всех музыкантов схеме в апреле 1995 группа отправилась в турне. Планировалось, что с апреля по июнь будет европейская часть турне, затем американская. После окончания тура группа впервые не планировала сразу садиться в студию для написания нового альбома. Бон и Джейсон собирались жениться, у Дага ожидалось пополнение в его новой семье.

На живых выступлениях на гитаре играл Джон Нейпир (John Napier), он же помогал и при записи альбома. Nitzer Ebb Группе нужен был на живых выступлениях человек, который бы делал часть работы связанную с гитарами, так как Даглас не мог на протяжении всего концерта находиться с гитарой в руках, он должен был, как и раньше, довольно активно двигаться по сцене во время песен.

К сожалению альбом не очень был принят публикой, он оказался слишком ранним для того времени. А выход музыкантов на сцену с гитарами и вовсе часть публики повергал в шок. Тур проходил не так успешно, как планировала группа, а во время американского турне, по слухам, Geffen выкинуло Nitzer Ebb с лейбла и часть тура группе пришлось финансировать самим, однако насколько это является правдой неизвестно, так сами участники группы данный факт официально никогда не подтверждали, но и не отрицали. Напряжение между Боном и Дагом дошло до того, что они больше даже не разговаривали. Одним прекрасным летним утром в гостинице Астория города Нью-Йорка произошло событие, изменившее историю группы Nitzer Ebb. После очередного концерта, группа утром собралась в холле для отъезда в аэропорт, американское турне подходило к концу, дальше группа должна была вернуться в Европу для выступления на фестивалях и продолжения европейского турне, планировался даже заезд в Россию. Бон с Дагом по уже сложившейся традиции начали ссору, в которой никто никого уже не слушал и не хотел ни с чем соглашаться, Даг вспылил, послал всех куда подальше, сел в машину и уехал, остальным ничего не оставалось как также сесть в машины и разъехаться в разные стороны. Тогда еще никто из них не предполагал, что гостиница Астория города Нью-Йорка станет местом их последней встречи на долгие десять лет…Вся оставшаяся часть турне была отменена, включая все выступления на фестивалях. Группа канула в историю. Все участники начинали учиться жить по-новому.

Впоследствии и Бон и Даглас признавались, что для того альбома у них было слишком много идей, которые они хотели включить в один единственный альбом. Самым лучшим вариантом в то время, было заняться сольными проектами, вместо написания альбома. Но судьба распорядилась иначе, и теперь фанатам остается решать, стал ли альбом Big Hit для них по-настоящему Большим Хитом…

Nitzer Ebb