Все о группе Nitzer Ebb Комплексный подход

Итак, группа снова плодотворно работала в студии. И все еще продолжала давать концерты, но, неожиданно для поклонников, в сентябре 2007 года группа преподнесла сюрприз! На концерте в Берлине на сцене в качестве ударника появился… Джейсон Пейн! Вот уж кого поклонники группы не думали увидеть на этом выступлении. У всех возникал один и тот же логичный вопрос: куда дели блондинку-ударницу Кортни Кляйн. Как выяснилось, этому предшествовала отчасти загадочная история. Незадолго до выступления группа в очередной раз осталась без ударника, что уже можно было назвать не иначе как кармой. Уход Кортни Кляйн из Nitzer Ebb был нежданным-негаданным для фанатов, так как ближе к концу тура Бон и Даглас уверенно заявляли, что девушка будет участвовать в записи нового студийного материала. Однако все начинало складываться иначе. Причина разрыва не была объявлена группой, и все вопросы «почему?», «кто виноват?», остаются до сих пор открытыми. Информация о том, кто стал инициатором разрыва, обеими сторонами по-прежнему не разглашается.

Nitzer Ebb

Но факт остается фактом. По старой (но не понятно доброй ли) традиции перед записью нового альбома и оставшимися концертами тура Reunion Бон и Даглас снова были заняты поиском ударника. Вот только решение они нашли нетрадиционное – позвонили Джейсону Пейну, который уже работал с ними во времена Big Hit, но автоматически остался без работы после драматической ссоры Харриса и МакКарти. Бон с Джейсоном в последние годы несколько раз натыкались друг на друга в Лос Анжелесе, поэтому оставшись без ударника, Nitzer Ebb немедленно вспомнили про Пейна. Получив телефонный звонок, Джейсон без всяких колебаний немедленно согласился, и, по его собственным словам, ни разу об этом не пожалел. Перед первым за долгое время совместным выступлением состоялась всего одна репетиция, но этого было вполне достаточно, ведь, к счастью, Джейсон уже знал весь материал.

Снова работать с Джейсоном оказалось очень здорово. У ребят осталось большое чувство незавершенности в отношении Пейна, когда группа рассталась в 95 году, и теперь оно исчезло. Журналисты не отставали от Джейсона с вопросами о том, что же случилось в 95 году, но он, как и положено старому проверенному товарищу, никаких комментариев по этому поводу не давал. Кроме концертной деятельности Джейсона также привлекли к записи нового альбома.

Подходя к созданию нового альбома, Даглас и Бон понимали, что им необходимо заключить в нем лучшее из предыдущих 12 лет и 5 выпущенных альбомов, но при этом избежать повторения самих себя.

С концепцией они определились достаточно быстро - возвращение к истокам, ко всему лучшему, что так выделяло их первые два альбома среди прочих релизов того времени и что позволило им сыграть такую важную роль в становлении ЕВМ как музыкального стиля. Решение двигаться именно в этом направлении пришло к ним после успеха Реюнион тура, во время которого они осознали сильную приверженность фанатов и их самих к раннему материалу, к более прямому и простому подходу в музыке.

Nitzer Ebb

Таким образом, работая в студии, ребята пытались в каком-то смысле переработать многое из того, что происходило с ними в самом начале их музыкальной деятельности. С музыкальной точки зрения они подошли к процессу почти так же, как и более двух десятилетий назад. Они ограничили себя в использовании технологий, удерживались на очень-очень простом уровне и оставались очень открытыми. Минимум инструментов и только чистые эмоции, такой была формула рождавшегося альбома.

В написании песен они использовали как старые инструменты, так и современные технологии. Изначальное сочинение, поиск идей осуществлялся на старых инструментах, а потом уже они «полировались» при помощи современных технологий. Но вопреки обыкновению в написании альбома они так же использовали джем-сешены, при этом группа преследовала цель создания очень электронного звука, что позволило им окунуться в самые ранние стили, которые так ассоциировались с группой. Они создавали музыку, которая доставляла удовольствие и во время записи, и во время исполнения ее «в живую».

Одновременно с этим они привнесли в свою музыку годы индивидуального опыта. После записи предыдущего альбома прошло почти десять лет, и все это время они учились новым вещам, росли и развивались как личности, что не могло не сказаться на новом материале.

Каждый день группа собиралась в студии, и если были какие-то идеи и подходящее настроение они работали над развитием этих идей. В конце дня, чтобы из этого не получалось, проделанная за день работа откладывалась в сторону. На следующий день работа велась над чем-то абсолютно другим, иногда доделывали что-то на вещах, с которыми работали накануне, но только чтобы не оставлять их в ненадлежащем виде. Именно таким образом работали Бон и Даглас, когда записывали первые два альбома.

Работая в таком ключе у ребята создали своеобразный микс «старой школы» со взглядом в будущее и с более разнообразным звуком.

Одной из первых идей для нового альбома оказалась композиция “Once You Say’. Именно на ней группа опробовала свой «базовый» минималистический подход, о котором договорилась перед началом записи. Песня получилась отличной, и музыканты посчитали это подтверждением правильности выбранного направления. Так же этот трек примечателен тем, что бэк-вокал для нее исполнил Мартин Гор из Depeche Mode. Сами Nitzer Ebb очень любят рассказывать историю этого сотрудничества. Еще во время сочинения песни они поняли, что для бэк-вокала им понадобится «чернокожая напористая госпел-певица»… и тут же подумали о Мартине, который оставался их близким другом еще со времен первого совместного тура двух коллективов. Такое необычное предложение Гор принял незамедлительно.

Кроме «Once You Say» в числе первых записанных песен была и «Payroll». Песня получилась музыкально продуманной и была сделана довольно быстро, что не могло не вдохновить группу на дальнейшую работу над альбомом. Кроме того по воле случая трек успел «засветиться» еще до выхода альбома. Во время работы над альбомом к группе обратилась киностудия с просьбой предоставить трек для саундтрека… к фильму ужасов. Ребята предложили несколько треков, которые у них были в том момент уже в демо-версии, и выбор пал именно на «Payroll». Так песня попала на саундтрек к известному фильму ужасов «Пила IV» и стала доступна для широкой публики еще до того, как группа что-либо выпустила.

Также вышеупомянутые песни группа успела опробовать на публике еще во время некоторых шоу в конце Reunion тура.

Как ни странно, решение обратиться к истокам и использовать классический подход дало группе большую свободу в раскрытии более лирических и чувствительных тем, при этом им полностью удалось сохранить напряженность. Так, например, Nitzer Ebb невероятно горды и довольны песней Going Away. В ней нет ударных, она по сути своей является балладой. Это было большим достижением для группы, от которой не ждут ничего подобного.

Другой медленной композицией на альбоме стала I Am Undone, которую сами музыканты называют «вдохновленной чаем». Все дело в том, что Бон любит по утрам играть на пианино с чашечкой чая часок-другой прежде чем начать с кем-то общаться. Идея песни I Am Undone пришла именно таким утром. Он развил ее во время перерывов на чай в студии, и Даг слушал ее, пока заваривал напиток, высказал пару комментариев... Они соединили свои идеи, и в результате получился отличный трек, более утонченный, чем другие песни на альбоме, но в то же время не выбивающийся из концепции. Ничего удивительного, что впоследствии именно эту песню Алан Уайлдер выбрал для ремикса. К слову, тут бывший участник Depeche Mode остался сам собой. Во-первых, при обосновании своего выбора именно этой песни он не удержался от комментария о том, что «I Am Undone - это единственный трек на альбоме, в котором он услышал мелодию». Во-вторых, просто так Алан работать не стал и в ответ попросил Nitzer Ebb сделать ремикс на один из треков Рекойл. Элементы этого ремикса были использованы в последнем туре Рекойл. Даглас так же впоследствии появился на нескольких выступлениях Рекойл в качестве приглашенного солиста.

К концу записи, когда участники уже сделали большую часть из того, что было запланировано, они позволили себе немного поэкспериментировать. Результатом этого стала песня «Kiss Kiss Bang Bang», которая впоследствии гармонично вписалась в альбом.

Почти всю лирику для нового альбома написал Даглас, Бон внес в тексты совсем незначительный вклад, оставаясь при этом главным композитором в коллективе. И впервые подобное «разделение труда» было обозначено на обложке пластинки. Основной темой нового альбома стали горечь потери, оставление чего-то в прошлом и начало нового пути. Как не без доли юмора говорят сами участники Nitzer Ebb: «Если раньше нашей главной темой было «мы против всего мира», то теперь основная тема это «почему ты от меня ушла ииип».

На качестве нового материала не мог не сказаться и опыт Бона, полученный за время работы продюсером и в школе композиторов, где он узнал много нового о процессе создания музыки. Приобретенные знания в совокупности с 25 годами опыта дали ему гораздо больше возможностей «играть» с элементами в музыке.

На этот раз, если возникали какие-то музыкальные трудности, то это подстегивало ребят найти альтернативное решение. Конечно, были и трудные в плане создания треки, но в целом это была одна из самых приятных записей, которую они когда-либо делали.

Результат совместной работы в правильно выбранном направлении оказался поразительным - вместо проблем с недостатком материала, с которыми сталкиваются многие группы, у них был выбор из порядка 30 песен, так что им еще надо было решить, какие именно треки войдут в альбом. К счастью, в этот раз у них была прекрасная возможность самим выбирать и решать, какие треки подойдут друг к другу на альбоме. Над ними не было никаких лейблов, чтобы указывать, что именно выпускать на пластинке. В ходе обсуждения количество предполагаемых для альбома треков было сужено до 15-16, а после мудрых советов Флада и других уважаемых в музыкальной индустрии личностей, включая родственников и близких, ребята в итоге сделали окончательный выбор в пользу треков, которые и вошли в альбом. Результатом проделанной работы ребята были чрезвычайно довольны.

Законченная пластинка получила звучное название Industrial Complex. Выбор наименования сами музыканты объясняют с двух позиций: серьезной и шутливой. Nitzer Ebb писали альбом на пике администрации Буша, когда концепция военно-индустриального комплекса послевоенных времен все еще была ужасающе жива и очевидна. Все это сказывалось на их мышлении и в результате подтолкнуло назвать альбом Industrial Complex. Что касается несерьезной стороны, то, на их взгляд, не важно как сильно они стараются экспериментировать и раздвигать границы, на их работу всегда будет вешаться один и тот же ярлык – ЕВМ в Европе, Индастриал в США. Так что они немного посмеялись над собой, дав альбому именно такое название.

Nitzer Ebb

На материал, не вошедший в альбом, у ребят тоже были планы. Industrial Complex вышел в Европе в начале года, и позднее, выпуская его в Штатах, они добавили еще одну песню под названием On the Road, которой не было на оригинальном релизе. Между тем некоторые из записанных песен не полностью соответствовали Nitzer Ebb, они были более экспериментальными. Наличие большого количества материала, не вписывающегося в формат существующей группы, даже подтолкнуло Дагласа и Бона к мысли о создании еще одного самостоятельного проекта. Пока что дальше слов дело не зашло, но по заверениям музыкантов они планируют что-то совсем иное, что-то вроде версии Nitzer Ebb в плане занятых в нем людей, но отличное в музыкальном плане.

Планировалось, что после окончания работы альбом будет выпущен незамедлительно и группа отправится в новый тур. Джейсон был очень рад атмосфере, которая царила в группе, по сравнению с его предыдущим опытом, и ему не терпелось вместе с ребятами отправиться в полноценное турне. Но музыкальная индустрия настолько изменилась со времен выхода их последнего альбома Big Hit, что с выпуском альбома все оказалось не так просто. Группе нужно было тщательно обдумать как лучше донести новый материал до слушателя и каким образом его издать. Необходимо было найти партнеров, сотрудничество с которыми принесло бы группе действительную пользу.

Хотя качество содержания альбома было и остается для группы на первом месте, способ распространения альбома и то, как публика может взаимодействовать с этим распространением так же стали очень важны. Поэтому для начала они решили отказаться от обычного релиза. Вместо этого они попросили несколько музыкантов сделать ремиксы на некоторые песни, чтобы они вместе с другим материалом были доступны для бесплатного скачивания в mp3 формате в течение шести месяцев, ведя к представлению публике альбомных версий песен.

Между тем Nitzer Ebb продолжали испытывать большие проблемы в поиске лейбла для выпуска нового альбома, особенно в Северной Америке, и группа даже вывешивала сообщение в интернете для поклонников и всех заинтересованных лиц о задержке релиза и просьбу направлять все идеи о возможных вариантах выпуска альбома непосредственно самой группе. Наблюдая за печальной судьбой многих из своих коллег, они не хотели оказаться под жестким контролем крупной компании.

В результате долгих поисков и согласований они подписали контракт с небольшим немецким лейблом Major Records, который считали большой удачей. Крупные международные лейблы они называли однозначным проклятием, а их отсутствие большим преимуществом – больше никакого идиотизма.

Не смотря на существенные задержки с выпуском альбома на физических носителях, группа не стала откладывать тур и в августе 2009 года снова отправилась в дорогу. Начать планировали с Южной Америки, но эти даты были отменены, так как из-за свиного гриппа были запрещены все виды общественных собраний с целью предотвращения эпидемии. Им удалось отыграть лишь один концерт в Мексике, а далее до конца года музыканты колесили по США. Тур был закончен перед самым рождеством. Не смотря на то, что возможность появления пластинки на полках музыкальных магазинов в США была под большим вопросом, в клубах во время живых выступлений все же можно было пробрести Tour Edition. Группе повезло, что нашлись заинтересованные люди, которые готовы были выпустить лимитированное издание диска для тура по США. Правда, с выпуском этого издания произошел небольшой казус. Как только издание было отпечатано, накануне первого американского концерта, где должны были впервые продаваться диски с новым материалом, данный вариант альбома появился на интернет-ресурсах в…. России. Таким образом, первыми, кто могли услышать новое творение Nitzer Ebb, оказались российские поклонники группы.

Но, пожалуй, самым необычным релизом этого периода стал Сингл Never Known / Down On Your Knees 2009 года, который вышел на… флешке и содержал ремиксы на вышеозначенные треки. Продавался он, понятное дело, только во время живых выступлений.

С ними снова был Джейсон Пейн, поэтому казалось очевидным включить в сетлист треки из предыдущего альбома, о чем даже подумывали участники группы. Но вместо использования материала из Big Hit они сделали упор на новые песни, а так же перестроили первые альбомы, но так, чтобы по-максимуму задействовать таланты Джейсона. Он является отличным ударником, по-настоящему хорошо играющим на акустической стойке. Именно такой звук они хотели получить для Industrial Complex вместо более электронного звучания, хотя сам альбом был более чем электронным.

Типичный сет-лист тура на треть состоял из новых песен. Новые треки хорошо вписались в старый материал, который они снова исполняли на сцене. И хотя поначалу у группы были опасения относительно того, как воспитанные на классических хитах фанаты примут песни с нового альбома, после первых же выступлений все сомнения рассеялись. Стоило им только начать играть такие песни, как Promises или Down On Your Knees, буквально пару аккордов исполнить, как аудитория сходила с ума точно так же, как на Control или Murderous. Особенно радовало музыкантов наличие среди публики большого количества молодых людей, тинейджеров и людей по 20-25 лет, которые не помнили предыдущих выступлений Nitzer Ebb, но тоже стали фанатами. Это прямо свидетельствовало о том, что группа все еще полна сил и творческого потенциала, и на нее никак нельзя вешать ярлык «ретро».

На сцене они использовали минимальное количество инструментов – никаких гор ударных или многослойных синтезаторов. Они хотели поразить людей тем, какое малое количество инструментов они берут с собой. Сменился и внешний вид Дагласа на сцене – теперь он носил классический черный костюм Raf Simons с белой рубашкой и узким галстуком, ботинки Paul Smith, ну и «носки, купленные где-то в центре Лос-Анжелеса». Перед туром Даглас даже бросил курить, чтобы оставаться в отличной форме. Алкоголь же вредной привычкой никогда не считался.

Так же в поддержку нового альбома и тура был запущен американский веб-сайт группы. Вместе с существовавшими с 2002 года британскими и немецкими сайтами, а так же стартовавшим в январе 2011 года российским сайтом они образовали Nitzer Ebb Network - сеть, предоставляющую наиболее полную и достоверную информацию о группе на трех языках.

Nitzer Ebb

Тем временем в начале 2010 года альбом поступил на полки магазинов, и, как обычно, выделялся среди других пластинок ярким минималистским оформлением. В этот раз над обложкой, а так же над всем сопутствующим мерчем, трудился обладатель кембриджского диплома в области графического дизайна Даглас МакКарти. На обложке в зависимости от региона выпуска указывался соответствующий денежный знак – евро, фунт, доллар. Полный набор денежных знаков в исполнении Дагласа так же включал в себя значок йены, но в Японии альбом официально так и не вышел, поэтому этот логотип остался лишь как часть общей символики релиза.

В Германии было выпущено лимитированное виниловое издание в мягкой прозрачной пластиковой обложке, вышедшее тиражом 500 штук, в котором каждый диск пронумерован.

Отличился бельгийский релиз, содержащий пять эксклюзивных ремиксов, которые не встречаются ни на одной другой версии альбома. Alfa Matrix предлагала эту версию в пакете с футболкой с надписью “EBM - My way of life” и бонусной компиляцией лейбла. Официальная дата релиза в Бельгии – 12 февраля 2010 года, но Alfa Matrix уже продавала эти диски на концерте группы в конце января.

На радость российским поклонникам так же вышло двухдисковое издание, предназначенное только для продажи на территории России и стран СНГ, выпущенное совместно с Союз Мьюзик.

Таким образом, не смотря на то, что работа над альбомом началась еще в 2006 году, а закончен он был во второй половине 2008 года, понадобилось еще чуть больше года, чтобы, наконец, официально издать альбом, хоть пока только в Европе.

Из-за проблем с поиском лейбла официальный релиз для Северной Америки состоялся на 10 месяцев позже европейского. За долгое ожидание североамериканские фанаты были вознаграждены дополнительным треком “On The Road”, которого нет на европейских релизах.

Отыграв 27 концертов в Америке, в начале нового 2010 года Nitzer Ebb вернулись в Старый Свет. К тому времени они утрясли все вопросы с выходом новой пластинки и уже ждали полноценного релиза в конце января. И звезды так совпали, что именно в это время начиналась европейская часть тура их давних друзей и коллег Depeche Mode. Решение было очевидным: выступления на разогреве у Depeche Mode! Nitzer Ebb обратились к Мартину Гору с этим предложением еще летом 2009 года, когда выступали в Берлине с концертом, приуроченным к предстоящему на следующий день концерту Depeche Mode в рамках того же тура Tour of the Universe. Дружественный коллектив немедленно поддержал эту идею, а начало 2010 года было идеальным выбором для обеих команд. Новый тур со старыми друзьями был для Nitzer Ebb отличной возможностью сыграть для новой и более обширной аудитории. Ну а для многих фанатов это совместное турне стало туром мечты! Еще бы, ведь многие поклонники читали и слышали про былые выступления двух команд, но были тогда еще детьми или просто не попали на те концерты. И тут такой совместный тур на бис!

Nitzer Ebb

Как отмечали Бон и Даглас, атмосфера в совместном турне была очень семейная, что совершенно не изменилось с прошлых лет. Поклонниками не раз были замечены участники то одного, то другого коллектива следящими с интересом из-за кулис за выступлениями товарищей. Только теперь было меньше вечеринок, меньше сумасшествия, музыканты стали более сфокусированы на музыке, на достижении высочайшего качества. И даже крайне осторожный в словах Бон называл новое сотрудничество с Depeche Mode если не идеальным, то, по крайней мере, очень-очень хорошим.

Впрочем, группа не забывала и о сольных концертах, вставляя их где возможно в промежутки между выступлениями на разогреве у коллег. Последним на сегодняшний день совместным выходом двух коллективов был концерт в Дюссельдорфе 27 февраля 2010 года, который завершил тур Depeche Mode в поддержку альбома Sounds of the Universe. Во время традиционного поклона публике Дэйв Гэан вызвал на сцену и Nitzer Ebb.

Nitzer Ebb

Далее группа еще две недели пропутешествовала по Европе с сольными выступлениями, и отыграла весной 2010 года в Барселоне совместный концерт с Recoil, детищем бывшего участника Depeche Mode Алана Уайлдера в рамках его тура, после чего взяла перерыв на все лето, сделав исключение лишь для пары фестивалей. В ноябре 2010 года альбом наконец-то увидел свет в США, так что Nitzer Ebb логично продолжили тур в Северной и Южной Америке. Всего в туре было больше 100 выступлений.

2011 год начался еще с одного сюрприза – Nitzer Ebb отправились в новый совместный тур, в этот раз с еще одними давними друзьями и коллегами Die Krupps. Идея такого сотрудничества возникла в ноябре 2010 года после случайной встречи двух групп в Сан-Антонио штат Техас, где группы давали свои сольные концерты. Результатом этой встречи стал не только совместный тур по Европе весной 2011 года, но и новый ЕР под названием Join In The Rhythm Of Machines, на радость поклонникам. Этот релиз включил в себя по две кавер-версии песен каждой группы, сделанной другой группой. Nitzer Ebb исполнили High Tech Low Life и To The Hilt, а Die Krupps сделали каверы на On The Road и Blood Money. Живые концерты, включавшие 10 дат в Европе, открывали Die Krupps, за ними шли Nitzer Ebb. При этом в процессе своих выступлений каждая группа играла по одной песне другой группы, а в конце шоу обе команды объединялись вместе для исполнения своего старого хита Machineries of Joy

Еще одним подарком поклонникам в мае 2011 года стало выступление Nitzer Ebb на фестивале Short Circuit в Лондоне, собравшем известных исполнителей, в разные годы выпускавшихся на лейбле Mute. То, что происходило на сцене в тот вечер, не могло прийти в головы поклонников даже в самых смелых фантазиях! Перед сольным выступлением Nitzer Ebb Даглас МакКарти присоединился к Recoil для исполнения вокальной партии в Faith Healer, после чего на сцену вышел уже полный состав Nitzer Ebb. Вместе два коллектива отыграли Stalker/Family Man и кавер на песню Depeche Mode Personal Jesus, чем привели фанатов в окончательный экстаз…

До конца 2011 года группа выступала на различных фестивалях, а так же дала несколько сольных концертов, после чего музыканты решили сделать перерыв. Научившись на своих предыдущих ошибках, в 2012 году все трое участников занялись своими собственными делами, чтобы на некоторое время отвлечься от Nitzer Ebb. Даглас МакКарти запустил в начале года свой первый сольный проект с говорящим названием Life Is Sucking The Life Out Of Me. Правда, обещанный к выходу в электронном виде в мае альбом не вышел, но было отыграно несколько концертов, а осенью было объявлено, что альбом выйдет на физическом носителе и уже под названием… Kill Your Friends, 23 ноября альбом наконец был успешно выпущен. Бон Харрис тем временем сосредоточился на своем стороннем проекте The Shadow Bureau. А Джейсон Пейн присоединился к группе She Wants Revenge в качестве приглашенного ударника в их европейском туре.

Также конец 2012 года ознаменовался выходом первого DVD Nitzer Ebb. Диск был выпущен лимитированным тиражом в количестве 5000 экземпляров. После стольких лет ожидания было уже трудно поверить, что это когда-нибудь случится, так что теперь 2 декабря (дату релиза DVD) поклонники могут считать красным днем календаря. Но на этом подарки для поклонников не закончились. Меньше чем через неделю после выпускав DVD было объявлено о релизе на виниле самой первой записи Nitzer Ebb «Basic Pain Procedure», кто знает какие еще сюрпризы принесет группа в следующем году.

В мае 2013 года Nitzer Ebb отпразднуют 30 лет со дня их первого выступления на публике. При этом они совершенно не чувствуют себя престарелой группой, пытающейся вернуть толику былой славы, и определенно ею не являются. Они по-прежнему ощущают себя такими же непокорными и конфронтирующими, как и в ранние годы. И они по-прежнему не считают себя легендами.

Бон Харрис: «Мы любим создавать музыку, нам нравится творить вместе, и мы понимаем, что что-то особое происходит, когда мы работаем вместе. Пока это чувство остается с нами, нет причин останавливаться».

Продолжение следует…

Nitzer Ebb